АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЗЛЕТОМ. И УХОДОМ НА ВТОРОЙ КРУГ
6.1. Этапы взлета и начального набора высоты
Взлетом называется движение самолета от момента старта до набора условной высоты препятствий на подходах к аэродрому и достижения безопасной скорости. По требованиям ИКАО безопасная высота Нуел отсчитывается от уровня ВПП в точке отрыва и равна 10,7 м (35 футов).
Взлет состоит из двух этапов — разбега до скорости отрыва и воздушного участка до набора высоты Нуся с одновременным разгоном до безопасной скорости Кг. В свою очередь, разбег также можно разделить на два участка (рис. 6.1) — разбег в стояночном положении (на всех стойках шасси) до скорости подъема передней опоры Кд и разбег на главных колесах до достижения скорости отрыва Котр с одновременным увеличением угла тангажа.
С высоты 10,7 м начинается этап начального набора высоты, который также делится на несколько участков. На первом участке (I) (рис. 6.2) заканчивается уборка шасси. Скорость на этом участке не должна быть ниже безопасной скорости Кг, достигнутой еще на воздушном участке взлета, а угол наклона траектории— 01 должен быть положительным.
На втором участке (II) набирается необходимый запас высоты для пролета над препятствиями, находящимися по курсу взлета (не менее 120 м). Здесь ограничивается минимальный угол наклона траектории -02 min. Поскольку задача управления на этом этапе состоит в выдерживании наиболее крутой траектории, скорость может не увеличиваться.
На третьем участке производится разгон самолета до безопасной скорости, соответствующей убранному положению закрылков, =0. После разгона
3
закрылки убираются. Для сокращения времени разгона, а следовательно, и длины третьего участка траектория полета на нем может быть горизонтальной (0з>О).
На четвертом участке самолет набирает высоту полета по кругу (400—600 м). Набор идет с постоянной скоростью Уг, набранной к концу третьего участка. Если высота полета по кругу не достигается за допустимое время работы двигателей на взлетном режиме, четвертый участок продолжается до точки ограничения.
В конце четвертого участка устанавливается номинальный режим работы двигателей.
На пятом участке самолет разгоняется в горизонтальном полете до безопасной скорости выбора высоты У2н. Допустимая длина участка ограничена условием, чтобы полный градиент траектории был не менее определенного минимального значения.
На шестом участке (VI) производится набор высоты для полета по маршруту. Ограничивается снизу полный градиент набора высоты. Режим работы двигателей номинальный.
Необходимо отметить, что при благоприятных условиях ограничения на градиент набора высоты обычно выполняются автоматически. При этом отдельные участки (например, III и IV) могут сливаться. При этом разгон производится одновременно с на
бором высоты. Напротив, в неблагоприятных условиях (при отказе критического двигателя, высокой температуре и низком давлении) часто оказывается, что выдержать ограничения для обхода препятствий с гарантированным запасом при предельно допустимом взлетном весе не удается. При этом от точности выдерживания оптимальной траектории начального набора высоты зависит необходимое уменьшение коммерческой загрузки или запаса топлива.
Очевидно, ограничения на траекторию начального набора высоты при взлете должны выдерживаться и при уходе на второй круг.